Людмила Гурченко – история жизни и фильмы великой актрисы

Биография

Ранняя жизнь

Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове (УССР), в семье Марка Гавриловича Гурченко (1898—1973) и Елены Александровны Симоновой-Гурченко (1917—1999). По словам актрисы, её мать происходит из дворян, а отец — из батраков[3]. Со дня рождения до начала Великой Отечественной войны жила вместе с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной квартире по адресу: Мордвиновский переулок, № 17[4].

До начала войны родители Людмилы Гурченко работали в Харьковской филармонии[5]. Отец после работы на шахте заработал две грыжи. Он был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала. Несмотря на инвалидность и непризывной возраст, отец пошёл на войну[6]. После освобождения Харькова 23 августа 1943 года, 1 сентября Людмила пошла в школу (в настоящее время гимназию) № 6, которая находилась во дворе дома, где она тогда жила[7]. Осенью 1944 года поступила в музыкальную школу имени Бетховена[8].

В 1953 году, после окончания десятилетки, она поехала в Москву и поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. На дипломном курсе играла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» и роль Имоджин в сценической композиции по Теодору Драйзеру «Западня»[9], в которой и поет, и танцует, и играет на рояле. ВГИК она окончила в 1958 году.

Карьера

Гурченко Л. М. — актриса Театра-студии киноактёра (до 1964 года), Московского театра «Современник» (1964—1966), артистка Госконцерта (1966—1969).

В кино Людмила Гурченко дебютировала в фильме Яна Фрида «Дорога правды» (1956). В том же году на экраны страны вышла новогодняя комедия молодого режиссёра Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в которой главные роли, по настоянию Ивана Пырьева, сыграли известный Игорь Ильинский и студентка Людмила Гурченко. Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился зрителям, и благодаря роли Леночки Крыловой Гурченко стала всесоюзной любимицей. В следующем году актриса снялась в комедии «Девушка с гитарой». Материальное положение молодой актрисы было сложным, поэтому она принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями, так называемых актёрских «халтурах». Это послужило поводом для травли, и в советской прессе появились «разоблачительные» статьи. По утверждению некоторых источников актрису, оказавшуюся изгоем, не приглашали сниматься девять лет[10], однако в фильмографии Гурченко нет перерывов более одного года. Как сообщает русская редакция Би-Би-Си, со ссылкой на неназванных историков и искусствоведов, «Карнавальная ночь» вызвала недовольство советской номенклатуры, многие представители которой узнали себя в сатирическом образе директора ДК Огурцова[10]. В интервью, опубликованном после её смерти в 2011 году, Гурченко называет причиной своей травли отказ от предложенного ей сотрудничества с КГБ и последовавший гнев министра культуры СССР Николая Михайлова. Актриса была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по стране, и жила в общежитиях — первая квартира, по её словам, у неё появилась лишь после развода в тридцатилетнем возрасте[3].

Гурченко проявила также и талант драматической актрисы, свидетельством чему её главная роль Марии в фильме «Рабочий посёлок» (1966). Переломным для неё стал фильм Виктора Трегубовича«Старые стены» (1973, премьера — 1974), где она исполнила роль Анны Георгиевны.

Людмила Гурченко блестяще играла и пела в музыкальных лентах 1970-х годов: «Табачный капитан» (1972), «Соломенная шляпка» (1974, премьера — 1975, Леонида Квинихидзе), «Мама» (1976), «Небесные ласточки» (1976) и др.

Среди лучших работ Людмилы Гурченко можно назвать её роли в фильмах «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, «Сибириада» Андрея Михалкова-Кончаловского, «Пять вечеров» Никиты Михалкова, «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова, «Любимая женщина механика Гаврилова» Петра Тодоровского, «Полёты во сне и наяву» Романа Балаяна, «Любовь и голуби» Владимира Меньшова.

Вышли несколько пластинок с песнями в исполнении Людмилы Гурченко.

Последней работой Людмилы Марковны стал музыкальный видеоклип на песню Земфиры «Хочешь?»[11], снятый в феврале 2011 года, за месяц до смерти актрисы. В клипе Гурченко исполняет песню, стоя среди экранных образов своих партнёров по киноработам, уже ушедших из жизни — Александра Абдулова, Юрия Белова, Олега Борисова, Евгения Евстигнеева, Александра Кайдановского, Андрея Миронова, Юрия Никулина, Олега Янковского.

Семья

  • Первый муж[12][13] — Борис Андроникашвили, сценарист и историк, сын писателя Б. Пильняка и двоюродный брат грузинских режиссёровГеоргия и Эльдара Шенгелая:
    • дочь Мария Борисовна Королёва (Андроникашвили; род. 5 июня 1959[14]);
      • внук Марк Александрович Королёв (род. 22 сентября 1982[15], умер в возрасте 16 лет, 14 декабря 1998 года[16], от передозировки наркотиков[17]);
      • внучка Елена Александровна Королёва[18] (род. 17 ноября 1983);
        • правнучка Таисия Павловна (род. 11 февраля 2008[19][20]) похожа на прабабушку, прабабушка её ни разу не видела;
        • правнучка (род. 2010[21]).
  • Второй муж — актёр Александр Фадеев (1936—1993), приёмный сын писателя Александра Фадеева.
  • Третий муж (1967—1970)[22] — Иосиф Кобзон.
  • Четвёртый (на протяжении 18 лет) — музыкант и аккомпаниатор актрисы Константин Тобяшевич Купервейс (род. 1949), сын писателя Тобяша Купервейса (род. 1922).
  • Вплоть до своей кончины Людмила Марковна была замужем за продюсером Сергеем Михайловичем Сениным (род. 1955 в Одессе)[23][24][25], с которым познакомилась во время съёмок фильма «Сексказка» по Владимиру Набокову.
  • Двоюродный брат — Анатолий Егорович Гурченко (род. 1941), с сестрой не виделся 50 лет, живёт в деревне Дунаевщина под Смоленском, и двоюродная сестра Валентина, живёт в Эстонии.[26]
30px-Aquote1.png В моем активе роль Сатаны в облике женщины в первом отечественном эротическом фильме “Секс-сказка” по Набокову. Я пыталась воплотить свое понимание эротики как прелюдии, предвкушения, предощущения любовного акта. Теперь все, где нет животного соития, автоматически выпадает из “эротического разряда”. Я-то по наивности всегда полагала, что прекрасно эротичными могут быть улыбка, поступь, взмах ресниц, поворот головы. У меня очень твёрдое убеждение, что тут должен, обязан главенствовать такт…Людмила Гурченко[27] 30px-Aquote2.png

Смерть и память

14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро. Она была госпитализирована, на следующий день ей была сделана хирургическая операция[28], выписана 6[29] или 7 марта[30]. 30 марта состояние актрисы ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии[31]. Прибывшая бригада «Скорой помощи» (в пути 21 минуту[32]) не смогла её реанимировать и в 19:28 (UTC+4) была зафиксирована смерть актрисы. Это подтвердил муж Людмилы Гурченко Сергей Сенин[33].

Президент РоссииДмитрий Медведев и Председатель Правительства Российской ФедерацииВладимир Путин выразили соболезнования семье актрисы[34][35].

Прощание с Людмилой Гурченко состоялось 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве. Похороны прошли в тот же день на Новодевичьем кладбище. Актриса похоронена рядом с другими артистами — Татьяной Шмыгой, Олегом Янковским и Вячеславом Тихоновым[36].

30 сентября 2011 года, через полгода после смерти актрисы, с разрешения семьи в газетах был опубликован ряд материалов о тех днях, включая последние записи в личном дневнике самой Л. М. Гурченко.[37]

Наследство Гурченко было разделено между её дочерью и мужем.[38][39]

4 августа2012 года на могиле Людмилы Гурченко был торжественно открыт памятник из черного гранита и белого мрамора (авторы Юрий Хоровский, Юрий Шабельников)[40][41].

Детские годы и молодость

lyudmila_gurchenko.jpg

Людмила Марковна Гурченко появилась на свет в городе Харькове в творческой семье. Произошло это радостное событие 12 ноября 1935 года. Оба родителя девочки работали в местной филармонии, отец профессионально занимался музыкой и прекрасно играл на баяне, а мама Елена Симонова была вокалисткой. Будущая артистка часто посещала концерты и ездила с родственниками на гастроли, поэтому с ранних лет мечтала о сцене и славе.

Семья проживала в полуподвальном помещении, большого финансового достатка не имела, но в доме всегда царили счастье и любовь. Все закончилось с приходом войны, когда папу отправили на фронт, несмотря на то, что мужчина имел инвалидность и находился в непризывном возрасте. Гурченко с мамой остались одни в оккупированном Харькове.

После того как город был освобожден, девочка поступила в первый класс, правда, с небольшим опозданием. А через год ее приняли в музыкальную школу им. Бетховена, где преподаватели сразу заметили артистичность и талант юного дарования.

aktrisa_lyudmila_gurchenko.jpg

В 1953 году она перебралась на постоянное местожительство в Москву, где практически сразу поступила во ВГИК. Ее наставниками были легенды советского кинематографа Сергей Герасимов и Тамара Макарова.

Гурченко всегда выделялась из массы своей прекрасной внешностью и тонкой талией, на курсе она была самой талантливой, яркой и многогранной: прекрасно танцевала, замечательно пела, талантливо играла. Еще на выпускном курсе начинающей артистке стали доверять сложные роли, она выходила на сцену сразу нескольких постановок:

  • «Западня».
  • «Кето и Котэ».

Благополучно окончив в 1958 году ВГИК, молодая особа начала работать в Театре-студии киноактера. Артистка проработала в нем около 9 лет, а после перевелась в «Современник». Самыми запоминающимися спектаклями с участиями артистки стали:

  • «Без креста».
  • «Голый король».
  • «Сирано де Бержерак».
  • «Вечно живые».
  • «Старшая сестра».

Кроме этого, Людмила являлась артисткой театра Антона Чехова, а также Московского театра сатиры и ТО «Дуэт». Им она подарила по нескольку лет своей жизни.

Мама (1976)

Остроумная музыкальная версия всем известной истории про Серого Волка, семерых козлят (в фильме их пятеро) и их очаровательную героическую Маму, которую и сыграла Людмила Гурченко.

На съёмках этого фильма актриса получила очень серьёзную травму. Врачи готовили артистку к инвалидности. В итоге Людмилу Гурченко перемещать по съёмочной площадке на носилках или в кресле, а станцевала за неё дублёрша.

Музей Примадонны

— Вы сделали из квартиры Людмилы Гурченко музей. Не каждый готов расстаться с дорогостоящей недвижимостью в центре Москвы. Почему вы на это решились?

— Может быть, это произошло от того, что у меня даже мыслей таких не возникало. Какой музей? Чтобы его создать, надо тогда все бросить и заниматься только этим. Не всё само собой получилось. Вскоре после Люсиного ухода столько посыпалось звонков от очень крупных музеев Москвы, Петербурга и не только. Все хотели выставлять ее наряды, личные вещи. Я сначала отказывался, как-то было неловко. Но просьбы были настойчивыми. Я сдался. Подумал: в конце концов, есть же музеи Ив Сен Лорана, Марлен Дитрих, почему бы и нет.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Посетительница выставки «Людмила Гурченко», которая открылась в московской галерее «Дом Нащокина» в 2011 году.

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков «Ее красота была дана природой и внутренней жизнью» Коллеги и друзья Элины Быстрицкой — о великой актрисе Малого театра

Первая большая выставка прошла в Музее Москвы. Она должна была длиться два месяца, а в итоге работала девять. Значит, людям это интересно. Задумался, может, стоит показывать наряды там, где Люся их создавала? Только я решил делать в квартире музей, тут же пошли разговоры: «Ну, всё понятно. Сенин начинает зарабатывать деньги». Какие деньги?! Если на зарплаты сотрудникам музея хватает — значит, хороший был месяц.

— С чего всё началось?

— Люси не стало. Шло время. Однажды зашел в ее гардеробную, там — сотни костюмов! Им цены нет. Не в смысле реальной стоимости, а в том смысле, что из них половина сделана Люсиными руками. Что мне с этим делать? А она эти наряды днями и ночами создавала. Могла взять два платья и сделать из них третье.

К счастью, нашлись музейные работники, которые оценили эти сокровища, а еще — антиквариат, красивые вещи, которые она покупала. И как-то все начало упорядочиваться.

Вождь и учитель: как физрук из Сербии стал настоящим индейцем Гойко Митич покорил сердца юных зрителей

Люся же не была коллекционером, всё приобреталось хаотично. Нравится, есть возможность — покупала. В итоге возникла пестрая коллекция всего, что только может быть. Мне одному в этом было бы не разобраться. Сначала мне помогли просто понять, как всё сохранить. Началась настоящая научная работа, и вдруг я понял, что жить в этой квартире больше не могу.

— Почему?

— Потому что это уже некая лаборатория. Дачу я отдал Люсиной дочке Маше, взял кредит в 5 млн рублей и полностью рассчитался с Машей по вопросам ее наследства. Снял уголок за городом, очень скромный. Потом подумал: «Хорошо. Выставки, которые ездят по стране, имеют большой успех. Может быть, стоит сделать так, чтобы люди приходили домой к Людмиле Гурченко?» И с 2016 года в квартире, где мы жили, открылся музей.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Муж Людмилы Гурченко, продюсер Сергей Сенин и дочь Людмилы Гурченко Мария Королева

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков Он не памятник: за что мы любим Савелия Крамарова Фильмы с участием выдающегося артиста вошли в золотой фонд русского кино

— Теперь там проводит свои мастер-классы Александр Васильев.

— Да, иногда к нам заглядывает в гости Саша Васильев, человек очень светлый. И даже может провести экскурсию. Музей существует без всякой поддержки. Но, может быть, оттого, что я не прошу никого об этом? Мне кажется, что за четыре года существования музея могли бы обратить внимание и сказать: «Сергей Михайлович, может, нужна помощь?» Но пока такого не было.

— Неужели ни один музей не захотел вас взять под крыло, сделать своим филиалом?

— Когда я уже стал немного разбираться в том, что происходит, задумался: какой музей мог бы это всё не растерять? Если бы у меня была другая квартира, эту я бы мог отдать в распоряжение, например, Бахрушинскому музею.

Просто первый: за что мы любим Олега Стриженова В свои 90 народный артист СССР олицетворяет прекрасную эпоху советского кино

Сегодня часть коллекции я передал в Музей Москвы, роскошные костюмы Людмилы Марковны есть в Музее музыки в Шереметьевском дворце в Петербурге. Но самая большая моя радость, что в прошлом году мы с Музеем имени Бахрушина заключили соглашение и более 700 экспонатов я передал им. Это очень важно.

Люся была неисчерпаема во всем. И это видно по ее наследию. Им хочется делиться. Многие ее вещи теперь в различных музеях. Но еще и коллекционерам я передал в дар что-то. Они будут хранить и передавать из поколения в поколение как память о Людмиле Гурченко.

Я знаю случаи, когда родные после ухода близкого человека всё выбросили. С Люсей такого не должно было произойти. Потому что есть что хранить и сохранять.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Посетительницы на открытии выставки «Петербург Людмилы Гурченко» в Музее театрального и музыкального искусства

Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

— Как люди могут прийти в музей?

— Найти Музей-мастерскую Людмилы Гурченко можно только через соцсети, там указан телефон. Квартира находится на шестом этаже. Предварительно звонят, записываются. А еще узнают о нас через сарафанное радио.

«Более ранимой профессии, чем актерская, не существует» Народная артистка РСФСР Светлана Немоляева — о секретах мастерства, любви к путешествиям и тайне Евгения Леонова

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий