Племянница Пороховщикова: «Настоящие наследники Саши живут за чертой бедности»

Детские годы внука врага народа

Смена фамилии и места жительства не помогла – даже после переезда из Магнитогорска в Челябинск на мальчике стояло клеймо родственника врага народа.

Александр Пороховщиков часто вспоминал один печальный случай: как-то он пришел в школу в пионерском галстуке, но одноклассники нажаловались учительнице, ведь родственникам репрессированных было запрещено его носить. После выговора на перемене весь класс собрался, чтобы избить Пороховщикова. Он отчаянно защищался и серьезно поранил чернильной ручкой одного из нападавших. За этот «проступок» мальчика перевели в другую школу, куда фактически «ссылались» все хулиганы и проблемные дети в городе.

Чтобы не стать грушей для битья для новых одноклассников, парень записался в секцию бокса и скоро сам стал одним из самых отъявленных хулиганов.

Биография

Родился 31 января 1939 года в Москве в семье Галины Александровны Пороховщиковой (22 февраля 1921 — 12 сентября 1997) и Шалвы Амбековича Барабадзе (1916—1977).

Прадедом Пороховщикова по материнской линии был Александр Пороховщиков (1833—1918) — дворянин, предприниматель, создатель и владелец ресторана «Славянский базар»; как архитектор и меценат участвовал в сооружении храма Христа Спасителя. Его дочь от первого брака с В. А. Приклонской, Ольга Александровна (1857—1922) — мать Алексия I. Дед, тоже Александр Пороховщиков (1892—1941), был инженером-изобретателем и авиаконструктором, являлся создателем первого в России танка.

Галина в тот момент была студенткой ГИТИСа, Шалва учился в медицинском институте и был начинающим хирургом. Сам Пороховщиков в различных интервью всегда рассказывал, что Шалва ушёл из семьи в 1941 году, испугавшись ареста, когда репрессировали отца Галины Александра. Двоюродный брат актёра Виталий Барабадзе, однако, после его смерти рассказал другую версию: Шалва не бросал семью, а в 1941 году ушёл добровольцем на фронт, где его назначили начальником санитарной службы мотострелковой дивизии. На фронте он получил тяжёлое ранение в голову, но всё равно вернулся на фронт начальником эвакогоспиталя и прошёл всю войну (получив орден Красного Знамени и многочисленные боевые награды). Но когда Шалва вернулся с фронта к жене, то обнаружил, что Галина живёт с другим мужчиной — военным архитектором Михаилом Дудиным (1910—2003), и в итоге они развелись. Со слов Виталия, Галина старательно натравливала сына против Шалвы и пресекала все их попытки увидеться, вследствие чего на протяжении всей жизни Пороховщиков категорически отказывался поддерживать какие-либо связи и отношения с родственниками со стороны отца.

Друг семьи, Михаил Вяткин, после смерти актёра заявил, что Галина как-то сказала ему, что Шалва Барабадзе не является биологическим отцом Александра, но имени настоящего так никогда и не назвала. Тем не менее, когда Виталий Барабадзе пришёл к нему на похороны, то многие СМИ отметили, что он и Александр внешне очень похожи.

Галина вышла замуж за Дудина, и тот усыновил Александра. Хотя Александр знал, что Дудин ему не родной отец, он его очень любил, тем не менее, уже будучи взрослым, он поменял свою фамилию на девичью фамилию матери.

В 1946 году семья Пороховщиковых переехала в Магнитогорск, в 1953 году — в Челябинск, где в 1957 году А. Ш. Поро ховщиков окончил школу. В 1957—1960 годах учился в Челябинском медицинском институте, прервал учёбу из-за переезда семьи в Москву. Тренировался в секции бокса, выступал на соревнованиях, провёл 20 боёв, имел взрослый разряд по боксу.

С 1960 по 1966 годы работал мебельщиком-реквизитором в Театре им. Вахтангова. В 1961 году Александр Пороховщиков окончил актёрский факультет при Российском театральном обществе; в 1966 — вечернее отделение Театрального училища им. Б. В. Щукина и в том же году был принят в труппу Московского театра Сатиры. В 1971 году перешёл в Театр на Таганке; с 1981 года был актёром Московского театра им. Пушкина[2].

В кино дебютировал в 1966 году (по другим данным, в 1967 году) — в кинофильме «Поиск» он сыграл не очень большую роль скульптора[3].

В 1989 году основал одну из первых в СССР частных киностудий «ТЭМ «Родина» (Творческая экспериментальная мастерская «Родина»), на базе которой совместно с киностудией «Ленинтерфильм» снял автобиографический полнометражный художественный фильм об истории своей семьи — «Цензуру к памяти не допускаю», в котором выступил как автор сценария (вторая премия за лучший сценарий 1990 г. на киностудии «Ленфильм»), режиссёр и исполнитель главной роли.

С 1998 года преподавал актёрское мастерство в ГИТИСе, был художественным руководителем курса.

Болел за московский футбольный клуб ЦСКА[4].

Болезнь и смерть

im249-320px-Dom_porohovschikova.jpgДом Пороховщикова. Староконюшенный переулок, 36.

23 января 2012 года супруга артиста заявила в прямом эфире РЕН-ТВ, что её муж ушёл из дома тремя днями ранее и никакой информации с тех пор о нём не поступало. Александра Пороховщикова нашли утром, 24 января, на даче; актёр признался, что решил уехать за город для того, чтобы отдохнуть от работы.[5]

В марте 2012, по сообщениям СМИ, Пороховщиков перенёс инсульт, в результате чего временно лишился речи. Незадолго до того ему частично ампутировали стопу в результате операции, связанной с осложнениями на фоне сахарного диабета. Кроме того, Пороховщиков несколько дней болел гриппом и жаловался на боли в сердце. Ухудшения состояния здоровья актёра медики связывали с его переживаниями по поводу судебной тяжбы с родственниками из-за собственности на квартиру. 7 марта лечащие врачи заявили о том, что диагноз «инсульт» у актёра не подтвердился; Пороховщиков был переведён в неврологическое отделение[6]. 10 марта супруга актёра Ирина Валерьевна Пороховщикова (в девичестве — Жукова, внучатая племянниица маршала Победы Георгия Жукова; 1962—2012) по официальной версии покончила с собой (повесилась) у себя в особняке в Староконюшенном переулке после известия из больницы о том, что мужу стало хуже[7]. Версия доведения до самоубийства следственными органами не отрабатывалась. Сам актёр так и не узнал об этой трагедии[8] (правда, одно время, по Москве ходил слух, что однажды актёр случайно узнал о гибели супруги и его состояние после этого ухудшилось, но его скоро опровергли) .

В ночь 15 апреля 2012 года в Москве на 74-м году жизни скончался в московской больнице. Причиной смерти артиста стала болезнь сердца, вызванная сахарным диабетом[9]. Врачи назвали причину смерти актёра — внезапная остановка сердца. Медики констатировали, что летальный исход стал последствием серьёзной сердечной патологии. Всё началось с того, что после перенесённого инсульта у актёра диагностировали ишемическую болезнь сердца, постинфарктный кардиосклероз, атеросклероз аорты, коронарных и мозговых артерий, тромбоз ушка левого предсердия и нарушения ритма сердца — всё это самым негативным образом сказалось на дальнейшем состоянии Пороховщикова.[10]

Похоронен в селе Рождествено Мытищинского района Московской области, рядом с матерью и отчимом[11].

Поскольку наследницей Пороховщикова по завещанию была его жена, которая ушла из жизни раньше него, а никаких наследников первой очереди у него не осталось, всё состояние актёра (дача, две квартиры и машины) унаследовал его единокровный брат Шалва Барабадзе-младший, живший в Грузии (хотя оба знали о существовании друг друга, лично они никогда не встречались)[12]. Особняк Пороховщикова в Староконюшенном переулке находится в собственности города Москвы и был в аренде у актёра.

Александр Пороховщиков – актер театра

После окончания учебы в 1966 г. молодой артист получил место в Московском театре сатиры, однако столкнулся с тем, что ради главных ролей нужно было заискивать перед режиссерами. Вести себя так казалось артисту недостойным, поэтому особенных ролей в эти годы он не получал. Наибольшими его достижениями в этом театре было участие в постановках Марка Захарова «Доходное место» (Белогубов) и «Банкет» (председатель райисполкома).

Рабочая атмосфера в Театре сатиры довольно скоро вызвала у молодого артиста глубокое разочарование, и он уволился оттуда в 1971 г., решив уйти из профессии.

Из депрессии, в которую впал Пороховщиков Александр, уволившись, его вытянул Юрий Любимов, пригласив опального актера работать в культовый Театр на Таганке. Однако по-настоящему найти там свое место Пороховщиков так и не смог. Наиболее известные его роли того периода — это Бритвин в «Круглянском мосту» и Клавдий в «Гамлете».

Более-менее «своим» артист стал лишь в Московском театре им. Пушкина, куда перешел в начале восьмидесятых. Здесь он сыграл около десятка персонажей, и большинство постановок, в которых он был задействован, стали настоящими событиями в театральной жизни Москвы.

Необычное происхождение артиста

Свое имя Александр Пороховщиков (фото ниже) получил в честь репрессированного коммунистами деда-изобретателя первого танка в Царской России и прадеда-мецената. С самого детства будущий артист привык гордиться своими предками и мечтал прославить семейное имя не хуже их. Однако в СССР иметь дворянские корни и быть внуком репрессированного было весьма опасно. А если учесть, что мать Пороховщикова приходилась сестрой епископу Русской Православной Церкви Алексию I, то нетрудно догадаться, что надежд на светлое будущее у юноши с такой родословной не было никаких.

Несчастья начали преследовать Пороховщикова практически с самого рождения. После того как деда арестовали, отец артиста, Шалва Барабадзе, побоявшись быть связанным с семьею врага народа, оставил жену с двухлетним сыном. Однако Бог оказался милостив, и вскоре Галина Пороховщикова встретила достойного мужчину, который не побоялся жениться на ней и взять на себя заботу о юном Александре. Так у мальчика появился отчим – известный советский архитектор Михаил Дудин. Он увез опальных Пороховщиковых из Москвы в Магнитогорск и воспитывал мальчика как своего сына, благодаря чему у них с будущим артистом на всю жизнь сложились очень близкие, доверительные отношения.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий