«Годунов»: мнение историка о сериале, отзывы, кадры из фильма — Экспресс газета

Мнение эксперта

Так ли важны неточности в деталях, когда речь идет о художественном фильме? Какие главные недочеты видит во время просмотра сериала «Годунов» специалист, знающий, как все происходило на самом деле? Об этом EG.RU рассказал кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Аркадий Евгеньевич ТАРАСОВ.

«Есть мнение, что профессиональным историкам не следует смотреть художественные фильмы на исторические темы — это может привести к потрясению тонкой душевной организации настоящего историка. Мнение насколько несерьезное, настолько же и понятное. Дело в том, что профессионал волей-неволей воспринимает кинематографическое полотно дробно, улавливая порой самые тончайшие нити, из которых это полотно соткано. И там, где неискушенный зритель наблюдает лишь красивую картинку, историк неминуемо увидит «исторический ляп»: таких шатров на храмах в то время еще не было, сякие сабли появились лишь через сто лет после событий, показанных в фильме… А если нет точности в изображении эпохи, более того, зачастую в святое пространство одного периода бессовестно вторгается другой, то нет доверия уже ничему: ни сюжету, ни режиссерским задумкам. Одним словом, нет никакого удовольствия от просмотра, только неприятие.

Однако, так ли важно, чтобы фильмы точно воспроизводили внешнюю сторону прошлого? Уверен, что нет. Когда это удается сделать создателям фильма, честь им и хвала. Но все равно воссоздать минувшее вплоть до мельчайших подробностей невозможно. И чем дальше от наших дней, тем сложнее отразить детали. Поэтому я предлагаю оценивать художественные фильмы по другому критерию: удалось или не удалось создателям передать содержание эпохи, ее драматургию, те смыслы и идеи, которыми руководствовались современники.

Сериал «Годунов», с этой точки зрения, получился неровным. Например, роль местничества в отношениях между представителями политической элиты передана убедительно. Место человека в структуре средневекового общества было четко определено, «социальные лифты» почти отсутствовали, действия были ограничены рамками дозволенного и недозволенного для конкретной социальной группы. Понятия древности и знатности рода и соответствующее этому поведение ложились в основание мироощущения элиты, определяли отношения с другими людьми в системе «свой-чужой».

Другое могу сказать о том, как в фильме представлена религиозность — ее почти нет, в большинстве случаев она сводится к механическому исполнению крестного знамения героями и «ритуальному» присутствию в кадре «служителей культа»: будь то митрополит или лечащий Ивана Грозного знахарь. Однако в Средневековье религиозность была определяющей чертой психологии человека, который не мыслил ни себя, ни окружающий мир вне Божественного провидения. Граница между рациональным и иррациональным была размыта, чудо считалось реальностью, происходящее в физическом мире интерпретировалось в категориях надмирного. И это было свойственно отнюдь не только духовенству или отдельным экзальтированным личностям, таково состояние любого средневекового человека.

godunov-bezrukov-22022836.jpg
Кадр из фильма «Годунов»

Конечно, рассуждая об историческом кино, следует оценивать фактологию: обращение с известными свидетельствами прошлого, их интерпретацию, границы допустимого вымысла в рамках известного. Не менее противоречивы подходы авторов фильма к материалу и здесь.

Так, перед зрителем проходит галерея лиц, действительно игравших большую роль в жизни России конца XVI века, показана «кухня» принятия ими судьбоносных решений. С другой стороны, зрителю предлагается, например, версия убийства Ивана Грозного. Известно, что в ряде исторических источников содержится указание на насильственную смерть царя. Однако критический анализ этих свидетельств позволяет исключить удушение. Видимо, авторам показалась более драматичной смерть великого тирана от собственной подушки, пусть и осуществленная руками Богдана Бельского. Кстати, Бельский в некоторых поздних источниках указывается отравителем Ивана Грозного. Но отравителем источники называют и самого Бориса Годунова. Авторы фильма придумывают мотив, подтолкнувший Бельского к преступлению, в результате получается искусственная, далекая от исторического знания картина.

Наконец, образы персонажей. Сериал «Годунов» противоречив и здесь. Игра актеров сама по себе производит впечатление. Но в большинстве случаев мне видятся наши современники в исторических костюмах, так и не окунувшиеся в XVI век. Игрой Светланы Ходченковой восхищаюсь не менее, чем ее партнер по съемочной площадке Сергей Безруков. Но образ современный, для него одежды супруги Годунова кажутся чужими.

Одним из самых удачных представляется попадание Федора Лаврова во внутренний мир царя Федора».

godunov-bezrukov-23023228.jpg
Федор Лавров в роли царя Федора. Кадр из фильма «Годунов»

Федор Бондарчук: биография

Федор Бондарчук – успешный режиссер, который сумел выбраться из-под тени знаменитого отца. Вся жизнь артиста связана с кино, которое он придумывает, снимает, ведет продюсерскую и актерскую деятельность. Кроме прочего, под его именем подготавливают новых талантливых актеров и продюсеров.

Детство и юность, родители, образование

9 мая 1967 года в городе Москве появился на свет Бондарчук Федор Сергеевич. Его родители – популярные творческие личности: кинорежиссер Сергея Бондарчук и актриса Ирина Скобцева. В семье также росла старшая дочка Алена. Кроме нее, у Федора есть сводные по отцовской линии брат и сестра, Алексей и Наташа.

Родители, естественно, нечасто бывали дома ввиду плотного графика работы. Воспитанием мальчика занималась бабушка по линии матери, Юлия Николаевна. Она возлагала на внука определенные надежды, мечтала, чтобы он стал певцом либо архитектором.

2-17-640x414.jpg

Бунтарские нотки Федор сохранил до сих пор

И действительно, маленький Федор занимался музыкой, вокалом, отлично рисовал. Его устроили в заведение с уклоном в английский язык, также он посещал художественную школу. Правда, успеваемость была неутешительной, отчасти по причине поведения будущей звезды. В подростковом возрасте он познакомился со Степаном Михалковым, обзавелся вредными привычками и регулярно «хулиганил».

Когда пришло время определяться с высшим образованием, вперед выступила мама с желанием, чтобы сын стал дипломатом. Юноша подал документы в МГИМО, но по конкурсу не прошел. У судьбы, очевидно, были совсем другие планы на Федора. Вмешался отец, настоявший на том, чтобы сын подался во ВГИК. Интересно, что тогда Бондарчук-младший не планировал связываться с режиссурой, но уже через месяц нашел свое призвание в этой сфере. Учился он в мастерской профессора Игоря Таланкина.

3-15-640x411.jpg

Еще мальчишкой Федор сильно увлекался фантастикой

Много сил пришлось Федору потратить на то, чтобы доказать преподавателям, а потом и широкой публике, что он не просто избалованный сын знаменитого отца, а действительно талантливый молодой человек. Правда, диплом, который он должен был получить в 1991 году, достался мужчине лишь в 2009, потому что он не сдал один экзамен.

Начало карьеры, путь клипмейкера

Вместе со Степаном Михалковым Бондарчук занялся довольно уникальным в рамках тех времен делом. Они организовали компанию по производству видеороликов. Первый клип, над которым работал Федор, был сделан на песню «До свидания, мама» группы «Моральный кодекс». Затем последовали и другие исполнители, песни, жанры, благодаря которым дело Бондарчука признали значимым в сфере развития отечественной музыкальной индустрии. Его работа принесла артисту главный приз в рамках московского фестиваля. Он демонстрировал свои успехи в европейском конкурсе, получил премию «Овация-93».

Фильм «Люблю» стал режиссерским дебютом Бондарчука

После таких событий Федору стали поступать новые предложения о сотрудничестве. В 1993 он снял целый музыкальный фильм «Люблю», который стал бенефисом Людмилы Гурченко. Впоследствии Федор одаривал зрителей самыми разными видео, за что получил признание и награды. Некоторыми роликами он возносил будущих звезд. Например, сыграл немаловажную роль в карьере Кристины Орбакайте с видео «Позови меня». Скоро он снял клип для Аллы Пугачевой «Примадонна».

Клипмейкерством Федор Бондарчук занимался на протяжении нескольких лет, сотрудничая практически со всей музыкальной индустрией России.

Режиссура и съемки в кино

В семье актера есть история, когда все они сыграли в одном фильме. Это был «Борис Годунов», сценаристом и режиссером которого стал Сергей Бондарчук. Он же примерил на себя роль царя, мама Федора сыграла хозяйку корчмы, сестра – царевну, а сам будущий артист перевоплотился в царевича.

Сергея впоследствии раскритиковали за кумовство, официоз и исключили из руководства «Союза кинематографистов»

Впрочем, именно эта лента – дебютная в актерской карьере мужчины. Позже он регулярно играл в проектах сокурсников и творческих друзей. Под руководством Тиграна Кеосаяна Федор участвовал в фильме «Солнечный берег», под эгидой Ивана Охлобыстина снялся в «Бесах» и «Арбитре». Одной из запомнившихся картин стал «Даун Хаус», где Федору досталась главная роль. В тот же период появился фильм «Мужская работа», а также «Кино про кино».

Первым продюсерским опытом стал проект «В движении», где Бондарчук также сыграл одну из главных ролей. Скоро он освоил образ телеведущего в программе «Кресло». Федор повторил этот опыт в шоу «Ты – супермодель!», «Кино в деталях». В 2005 году он выступил в качестве режиссера, предоставив публике фильм «9 рота». Лента имела оглушительный успех, стала кассовой по прокатам в том же году. Кинокритики разделились во мнении, но это не помешало публике запомнить фильм.

Популярный актер Константин Крюков приходится племянником Федору

Вскоре после этого появились фильмы «Сталинград», «Обитаемый остров», имеющие противоречивую славу. И вновь Федор снялся в нескольких проектах: «Статский советник», «Мама, не горюй-2», «Гибель империи». Вскоре вышел его фильм, в котором он выступил, как продюсер и актер. Лента «ЖАRА» собрала в прокате в десяток раз больше денег, чем было потрачено, что сделало ее рекордсменом по рентабельности.

В 2017 году Бондарчук снял фильм «Притяжение» о вторжении инопланетян, и картина имела очередной ошеломительный успех. В тот же период мужчина стал сооснователем школы кино и телевидения «Индустрия».

Сложно представить, какой была бы киноиндустрия без Бондарчука

«Убийца» на троне

Отношение народа к Борису Годунову, который взошел на престол после того, как со смертью Федора Иоанновича оборвался род Рюриковичей, было неоднозначным. Годунов не был боярином и не имел права на царство по рождению. Но самое главное — в глазах народа Борис был убийцей, расправившимся с несколькими представителями царской семьи.

Если сравнивать личность безродного государя, какой ее описывали в исторических хрониках, с его образом в этом сериале, то становится понятно, что создатели фильма очень смягчили образ Годунова, сделали его более гуманным и менее хитрым. Оно и понятно, ведь в наше время миру нужны герои, тем более если речь идет о человеке, чья жизнь легла в основу художественного фильма.

godunov-bezrukov-7021810.jpg
Сергей Маковецкий в роли Ивана Грозного. Кадр из сериала «Годунов»

В жертву художественности зачастую приносится историческая правда, осознанно допускаются какие-то ошибки. На них обращают внимание и сами зрители. К примеру, бросается в глаза то, что в 1571 году, когда нам показывают Ивана Грозного (Сергей Маковецкий), ему должно быть 40 лет, а мы видим в кадре 75-летнего старика.

Явным вымыслом является и то, что Иван Грозный лично отправился к Малюте Скуратову (Виктор Сухоруков) сватать его среднюю дочь Марию (Светлана Ходченкова) для слуги, который к тому времени ничем себя не проявил. На самом деле восемнадцатилетний Годунов сперва женился на девушке и только потом его карьера пошла вверх — он стал опричником, затем был представлен ко двору.

godunov-bezrukov-11022031.jpg
Светлана Ходченкова — жена Годунова. Кадр из сериала «Годунов»

Выйдя замуж, Мария оказывается чересчур норовистой, дерзит, к тому же она отказывает законному мужу в первую брачную ночь, при этом еще и потешаясь над ним. Настоящая жена Годунова так себя вести не могла, ведь на Руси женщина целиком была во власти супруга — за непослушание ее могли и лупить, и держать взаперти, и сослать в монастырь.

Шокирует и то, каким создатели сериала сделали племянника Скуратова и видного деятеля опричнины Богдана Бельского (Антон Кузнецов). В «Годунове» он оказался любовником самой царицы (Ирина Пегова)! При живом царе! Настоящему Бельскому такое и в голову не пришло бы — мысли о страшных пытках и казни через нехорошую смерть отбили бы желание даже смотреть в сторону государевой жены.

Читайте также: Лепс спел песню для сериала «Годунов»

Кадр из сериала «Годунов»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий