Макаревич прогнулся под изменчивый мир и не увидел нацизма на Украине

Биография

Родился Андрей Вадимович 11 декабря 1953 года в Москве, на Волхонке. В роду Андрея есть и польская, и белорусская кровь. Папа был знаменитым архитектором, работал в Московском архитектурном институте, обладал профессорским статусом. Мама певца была кандидатом медицинских наук, работала в тубдиспансере врачом. С детства Андрей отличался способностями, рано начал читать и писать. Ему передался талант от отца к рисованию, мальчик отлично изображал на холсте любые архитектурные объекты, пейзажи. Также его тянуло к музыке, но уроки фортепиано не давались юному дарованию. Но что касается рок-музыки, тут Андрюша был на высоте. Он с легкостью повторял на гитаре мелодии известных музыкальных групп, которые слышал с пластинок, привезенных отцом из командировок из Европы. В возрасте 14 лет Андрей Макаревич уже начал писать первые песни и высмеивать идеологию совка. Позже парнишка научился наигрывать на гитаре мелодии Визбора, Высоцкого. Вкусовые пристрастия определились, когда папа из очередной поездки привез диск легендарной группы «Битлз». Потрясающая музыка ливерпульской четверки произвела на юношу особое впечатление. Пластинка слушалась каждый день, в любое свободное время, с утра до вечера. Вместе с Макаревичем битлами увлеклись и его друзья. Измученные песнями четверки родители были вынуждены периодически отправлять сына на балкон. Компания поклонников рока решила в 1968 году создать собственный квартет, и первоначальный состав будущей легенды был представлен двумя парнями и двумя девушками. Через год девочки были «уволены», и новая группа состояла из четырех юношей. Первое название было The Кids, немного позже произошла замена на «Машину времени». Композиции были в основном англоязычными, позже стали появляться отличные хиты на русском. Итак, группа «Машина времени» официально заявила о себе в 1969 году и стала пионером рок-движения в Советском Союзе.

Фото Все фото11

Мечтать о карьере рок-музыканта в те годы было занятием рискованным. И родители настояли на том, чтобы Андрей пошел по стопам отца. Он поступил в МАРХИ на факультет архитектуры. Будучи студентом, вместе с друзьями давал подпольные концерты, что стало причиной исключения из института. Талантливому юноше пришлось отправиться работать в Гипротеатр, и он попал в отличный коллектив. Здесь молодой человек мог хотя бы иногда уделять внимание своему любимому занятию, музыке, и продолжать радовать любителей рок-н-ролла подпольными выступлениями. В середине 70-х годов песни «Машины времени» стали обрастать первой популярностью. Начались продажи пластинок, группа уже пела песни на русском языке, чем завоевала еще большую аудиторию. Молодые слушатели внимали каждой строчке «бунтарских» текстов и воспринимали ансамбль как поток свежего воздуха. Музыканты частенько после выступлений попадали в руки милиции и проводили ночи в КПЗ. В те годы ребята могли стать героями известной передачи «Музыкальный киоск», которую вела легендарная Элеонора Беляева. О талантливой группе она узнала от своей дочери. Но в самый последний момент композиции ансамбля не прошли строгую советскую цензуру. А в 1975 году «Машина времени» появилась на экране в знаменитом фильме Георгия Данелия «Афоня» Их лица были вырезаны, но песня «Я и ты» все же прозвучала в эфире и стала любимой для миллионов. Более того, за новый хит Макаревич получил колоссальное вознаграждение – 500 рублей. За эту сумму ребята купили отличный на то время магнитофон «Грюндик», на котором долгое время записывали новые композиции. Музыкальная группа в первой половине 70-х стала более чем популярной и разъезжала по стране с гастролями. Андрей Макаревич сумел восстановиться в институте, продолжал подрабатывать в своем Гипротеатре. Но в 1979-м в ансамбле произошел внутренний конфликт, и Андрею пришлось набирать новый состав музыкантов. Кроме того, лидер группы решил выйти из подполья и начал сотрудничество с Росконцертом. Компания на удивление согласилась, хотя стиль музыки не был признан ни телевидением, ни радио. С тех пор под руководством Макаревича были созданы потрясающие хиты, державшие высшую позицию в рейтинге. С начала 80-х «Машина времени» была участницей всех праздничных концертов, их песни исполняли корифеи советской эстрады. В 1982 году группа участвовала в съемках музыкального фильма «Душа», партнерами по площадке стали Ролан Быков, София Ротару и т. д. Для участников «Машины времени» время перемен было самым лучшим моментом. Их свободолюбивые песни слушали с восторгом, а Макаревич постоянно радовал публику новыми творениями. Количество поклонников возрастало в геометрической прогрессии, и так продолжалось до начала 90-х годов. В 1993 году Константин Эрнст пригласил певца вести кулинарную программу. Легкая и развлекательная передача с приглашением звездных гостей превысила все рейтинги. Каждое воскресенье зрители собирались у экранов и наблюдали за своими кумирами и их возней у плиты.

  • 660x440_0_4fe4bd69de97743dfb025393585dedc4@660x440_0xc0a839a2_1303509611478173764.jpeg

Удача стала поводом для создания целой компании с таким же названием, которая выпускала 15 программ. Андрей Макаревич занялся предпринимательством, открыл ресторан, стоматологическую клинику, магазины. У него также есть собственный бренд «Смак», выпускающий водочную продукцию. Многие знают об увлечении Макаревича дайвингом. Музыкант сделал немало отличных видеосъемок подводного мира, написал несколько книг. Вместе с друзьями по группе он изредка ездит на гастроли, исполняет любимые миллионами шлягеры.

[править]Кинематограф, телевидение и другое

Magnify-clip.png Паузы (фрагмент фильма «Начни сначала»)

В фильме Александра Стефановича «Душа» (1981, премьера — 1982) Макаревич сыграл небольшую роль музыканта рок-группы, а его песни исполняли София Ротару и игравший роль лидера группы Михаил Боярский (песню «Каждый, право, имеет право» Макаревич и Боярский спели дуэтом). В фильме Стефановича «Начни сначала» (1985, премьера — 1986) играл главную роль — барда Николая Ковалёва, а музыка фильма была основана на его бардовских песнях. Затем снялся в документальном фильме Стефановича «Два часа с бардами» (1988, премьера — 1989).

Magnify-clip.png Песня о надежде (фрагмент фильма «Шизофрения»)

Вместе с Александром Кутиковым и клавишником «Машины времени» в 1982—1990 годах Александром Зайцевым был композитором фильмов Дмитрия Светозарова «Скорость» (1983), «Прорыв» (1986), «Без мундира» (1988), «Псы» (1989), «Арифметика убийства» (1991, премьера — 1992), вместе с Виктором Бабушкиным — фильма «Стеклянный лабиринт» (1988, премьера — 1989), где снималась вся группа, один — фильма Аллы Суриковой «Московские каникулы» (1995), фильма Виктора Сергеева «Шизофрения» (1997), фильма Дмитрия Астрахана «Перекрёсток» (1998, премьера — 1999), а также фильмов «Бармен из „Золотого якоря“» (1986) и «Ангелы в раю» (1992, премьера — 1993). Фильм Александра Абдулова «Бременские музыканты и К» (2000) завершается песней Макаревича «Будет недолгой ночь».

Андрей Макаревич сыграл доктора Баркова в фильме «Сумасшедшая любовь» (1992), лесничего в фильме Эльдара Рязанова «Тихие омуты» (2000), участника дуэта некоммерческой песни «Двое против ветра» в фильме «День выборов» (2007), музыканта в переходе в фильме Александра Абдулова и Владимира Фатьянова «Лузер» (2007, премьера — 2008), самого себя в фильме «О чём говорят мужчины» (2010), а также эпизодические роли («Гений» Виктора Сергеева, 1991, премьера — 1992; «8 1/2 долларов», 1999; «Витрина», 2000; «Три цвета любви» Дмитрия Светозарова, 2003, премьера — 2005). Был одним из продюсеров фильма Светозарова «Танцор» (2003, премьера — 2004). Снимался в документальных фильмах «Шесть писем о бите» (1977), «Рок и фортуна» (1989), «Андрей Макаревич. Правила движения» (2008), «Русский рок» (2008, из цикла «Живая история»), «Леонид Ярмольник» (2008, из цикла «Человек в кадре»).

Был создателем и первым ведущим (1993—2005) кулинарной телепередачи «Смак», создал закрывшуюся из-за финансовых трудностей передачу «Абажур» (1998—1999), которая была посвящена беседам со звёздами. Начиная с 1994 года, вёл вместе с Максимом Леонидовым посвящённую путешествиям передачу «Эх, дороги», затем также закрывшуюся. Вёл и музыкальную передачу «Макарена», входившую в «Ночную смену» Дмитрия Диброва. В 2004—2006 годах участвовал в создании документального телесериала «Подводный мир Андрея Макаревича», где был ведущим, соавтором сценария и одним из продюсеров.

C 1970 года занимается графикой; будучи студентом, рисовал для журнала «Техника молодёжи». Художником-графиком был и его отец, но принял участие только в одной выставке. Первая выставка Андрея Макаревича прошла в 1990 году в Москве. С тех пор было много выставок, в том числе и зарубежных. Устраивал в Санкт-Петербурге и Москве совместные выставки с петербургским художником Андреем Белле.

Автор книг воспоминаний «Всё очень просто» (1991) и «Сам овца» (2001), а также книг «Смак. Встречи на кухне» (1998), «Занимательная наркология» (2005), «Мужская кулинария: разговоры о еде и не только» (2008), «Наше вкусное кино» (2011). В 2011 году впервые обратился к художественной прозе, выпустив книгу «Евино яблоко», состоящую из одноименной повести и нескольких рассказов. Написал в соавторстве с Юрием Бельским книги «Что такое дайвинг, или акваланги для всех» (1999), «Что такое дайвинг, или акваланги для всех-2» (2003), а в соавторстве с Марком Гарбером — «Мужские напитки, или Занимательная наркология-2» (2010). Выпускал сборники своих песен и стихов.

Принимал участие в записи рок-опер Александра Градского «Стадион» (1985, Священник), «Мастер и Маргарита» (2009, буфетчик Соков). Продюсировал альбом Юза Алешковского «Окурочек» (1995), где сыграл на гитарах и бас-гитаре, а также подобрал других музыкантов для записи. В 2005 году записал совместно с Геннадием Ни-Ли альбом его песен, который продюсировал вместе с Александром Кутиковым.

[править]Интересные факты

Макаревич довольно долго жил в однокомнатной квартире вместе со своей бабушкой Лидией Антоновной, а после её смерти — один (вплоть до женитьбы). Неудивительно поэтому, что в литературно-музыкальную композицию «Машины времени» «Маленький принц» (1980) вошло стихотворение Арсения Тарковского «Портрет» (на компакт-диске 2000 года оно отсутствует):

Никого со мною нет.
На стене висит портрет.
По слепым глазам старухи
Ходят мухи,
мухи,
мухи.
Хорошо ли, — говорю, —
Под стеклом твоем в раю?
По щеке сползает муха,
Отвечает мне старуха:
— А тебе в твоем дому
Хорошо ли одному?

Когда он жил на Ленинском проспекте. Этажом ниже Макаревича жила немолодая учительница географии. Как только в его квартире раздавался шум или какое-то шевеление, она вызывала милицию. После премьеры фильма «Душа» дома у Андрея собрались одни «звёзды» — отметить. И вдруг в три часа ночи звонок. Открывать пошёл Михаил Боярский. Просто опешил, увидев милицейский патруль. Патруль тоже был ошеломлен, особенно когда в прихожую вышли София Ротару, Ролан Быков и прочие знаменитости. Инцидент был исчерпан, но борьба «гигантов» продолжалась. Как-то Андрей признался мне: «Знаешь, хочется просто пойти в школу, в класс, где она работает, и сказать: „Дети, ваша учительница меня терроризирует. Сделайте что-нибудь“. Но я не такой злой…» Кончилось все само собой. Когда Макаревича стали показывать по ТВ, писать про него хорошие статьи в газетах, все претензии соседки куда-то исчезли…

— Рассказики о людях из «Машины времени»

.

На доме Леонида Ярмольника висит доска: «В этом домике весной 99-го года скрывался от ремонта великий белорусский поэт и композитор Андрей Макаревич».

[править]Политические взгляды

Хотя Макаревич поддерживал Владимира Путина и Дмитрия Медведева, его строки из открывшей альбом «Машины времени» «Машины не парковать» (2009) песни «Праздник начинается сейчас» («Вас опять надули / Те, кто вас ведут») показали глубокое разочарование. В октябре 2011 года он сказал в передаче радио «Свобода»: «Мне не очень нравится все, что происходит сегодня. Нам уже рассказали, кто у нас будет президент. Но дело не в Путине, а дело в том, что есть ощущение, что нас лишают остатков права выбора. Вот и все».

Выступал против политики Кремля в отношении Украины, за что стал подвергаться гонениям на своей родине; в частности, несколько концертов с его участием были отменены. Зато выступал с большим успехом на Украине.

В июле 2018 года Макаревич, касаясь этой темы, осудил тех, кто делает глупости с обеих сторон. Он добавил: «Мы с ними страшно похожи. Потому что мы много лет жили в одной стране».

В октябре того же года, после довольно странного заявления Путина о том, что в случае атомной войны все жители России попадут в рай как мученики, Макаревич сочинил и записал резкую, язвительную «Песню про рай» в бардовском стиле.

[править]Происхождение, детство, юность и молодость

Родился 11 декабря 1953 года в Москве.

Сын архитектора Вадима Григорьевича Макаревича (1924—1996) и врача, доктора медицинских наук, профессора Нины Марковны Макаревич (в девичестве Шмуйлович, 1926—1989).

Вадим Макаревич участвовал в Великой Отечественной войне, где лишился ноги. Затем стал профессиональным архитектором (до войны учился в Московском авиационном институте), занимался в основном расположением памятников и оформлением советских павильонов на международных выставках. Наиболее известная его работа — памятник Карлу Марксу в Москве (1961, скульптор Лев Кербель). Вопреки существовавшим слухам и версиям не был ни сыном, ни каким-либо ещё родственником Глеба Макаревича, главного архитектора столицы в 1980—1987 годах. Родители Вадима Макаревича, уроженцы Белоруссии, сельские учителя Григорий Андреевич Макаревич и Лидия Антоновна Макаревич (в девичестве Уссаковская), переехали в Москву в 1915 году. Лидия Антоновна, преподававшая биологию и руководившая станцией юных натуралистов (её сын сделал павильон юннатов на ВДНX), стала народным учителем СССР и получила орден Ленина. Её предки принадлежали к польской шляхте; интересно, что прадед Андрея Макаревича по отцовской линии Антоний Уссаковский был католическим священником, в то время как прадед по материнской линии, также уроженец Белоруссии, Моисей Бляхман — шойхетом (резником) в витебской синагоге.

Magnify-clip.png Памяти Владимира Высоцкого

Андрей Макаревич окончил в 1971 году спецшколу с преподаванием ряда предметов на английском языке № 47. Учился также в музыкальной школе по классу фортепиано (позже, будучи гитаристом, сыграл на фортепиано при записи для фильма «Начни сначала» своей знаменитой песни «Пока горит свеча»). Ещё в детстве увлекался песнями Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого. Вначале жил в коммунальной квартире двухэтажного дома на Волхонке (бывший особняк князей Волконских), где некоторое время проживал и Высоцкий. Это отразилось в песни памяти Высоцкого, вошедшей в первый сольный альбом Макаревича. Впоследствии записал совместно с ансамблем «Оркестр креольского танго» диск песен Окуджавы (2005), через два года организовал вместе с тем же ансамблем концерт, посвящённый 69-летию со дня рождения Высоцкого (спел там «Песню о времени»).

Затем родители Макаревича переехали в отдельную квартиру на Комсомольском проспекте. Под влиянием фильма «Последний дюйм» он увлёкся подводным плаванием, а также научился играть на гитаре, подбирая аккорды к шлягеру из этого фильма. Многие песни, которые он пел дома и во дворе, вошли в сольные альбомы 1996 года «Песни, которые я люблю» и «Пионерские блатные песни» (последний записан совместно с Алексеем Козловым).

Увлечение The Beatles началось после того, как любивший музыку и даже игравший на пианино отец переписал на купленный во время загранпоездки катушечный магнитофон Philips взятую у соседа пластинку Hard Day’s Night. Как вспоминал Макаревич, «было чувство, что всю предыдущую жизнь я носил в ушах вату, а тут вдруг ее вынули. Я просто физически ощущал, как что-то внутри меня ворочается, двигается, меняется необратимо»[2].

У Макаревича уже была группа «The Kids», состоявшая из него и ещё одного гитариста Михаила Яшина (сына поэта и прозаика Александра Яшина), а также двух солисток (Ларисы Кашперко и Нины Барановой). Группа исполняла английские и американские народные песни. Создание «Машины времени», по его словам, назревало после появления новых одноклассников — битломана и будущего барабанщика Юрия Борзова, а также игравшего на гитаре и певшего русские романсы Игоря Мазаева. Окончательно же вопрос решил концерт группы «Атланты», среди участников которой был Константин Никольский. Концерт прошёл в спецшколе на вечере по случаю наступавшего 1969 года.

В 1971 году Макаревич поступил в Московский архитектурный институт, где преподавал его отец. В 1974 году его и Алексея Романова отчислили — формально, по воспоминаниям Макаревича, за «что-то вроде несвоевременного ухода с работы на овощной базе»”[3]. Макаревич устроился архитектором в Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений, где работал до 1979 года, когда «Машина времени» стала профессиональным ансамблем. В МАРХИ Макаревич восстановился через год (в 1975-м, на вечернем отделении) и окончил институт в 1977 году.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий