Царевна-лягушка или Покахонтас: какая вы принцесса по знаку зодиака?

Зачин в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Зачин в сказке про Ивана — крестьянского сына и Чудо-Юдо: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына».

Сюжет

Молодая девушка-волшебница Василиса Прекрасная собирала на лугу цветы. Внезапно налетел пыльный вихрь и унёс её. Как оказалось, её похитил сам Кощей Бессмертный. Он показал свои сокровища и предложил ей выйти за него замуж, но девушка отказалась, потому что Кощей — старый, страшный колдун. За это он превратил её в лягушку «на три года и три дня», и велел жить в болоте.

Тем временем на Руси старый царь решил поженить своих сыновей. Он отправил их в поле, где царевичи должны были выстрелить из лука, и куда их стрелы попадут, там и будут их супруги. Стрела старшего сына попала на боярский двор, стрела среднего — на купеческий двор. Младший сын, Иван-царевич, тоже выстрелил из лука, но его стрела улетела куда-то вдаль. Иван отправился узнать, кто же его суженая, и нашёл стрелу у лягушки на болоте, которой, по счастливой случайности, и оказалась Василиса.

Царь сыграл три свадьбы, а потом позвал сыновей и дал задание их жёнам соткать ковёр. Однако жёны старших сыновей оказались лентяйками, посему ковры шили не они, а старый солдат Кондрат. Тем временем опечаленный Иван-царевич призадумался: как же лягушка сможет вышить ковёр? Лягушка-Василиса успокоила жениха и ночью, вновь приняв человеческий облик, соткала красивый ковёр — да не простой, а с волшебным рисунком. Царь был рад тому, что жёны сыновей справились с заданием, но больше всех ему понравился ковёр, который принёс Иван.

Далее царь пригласил сыновей прийти с жёнами к нему на пир. Иван вновь загрустил, ведь ему было совестно показывать жену-лягушку. Но та сказала ему, что придёт вслед за ним, а если за окном раздастся «стук да гром», пусть люди не пугаются: «Скажи: это моя лягушонка в коробчонке едет».

Царь, гости и сыновья с жёнами стали веселиться на пиру. Тем временем ко дворцу с громким топотом белые лошади привезли карету, и из неё, к удивлению Ивана и его братьев, вышла вовсе не лягушка, а прекрасная девушка. После еды Василиса вылила из бокала вино в один рукав и бросила птичьи косточки и пёрышки в другой рукав, и во время танца случилось чудо: взмахнула одним рукавом — появилось озеро, взмахнула другим — поплыли и полетели лебеди. Жёны братьев позавидовали ей и решили станцевать так же, но в итоге лишь разозлили царя, плеснув ему в лицо вином и закидав костями.

Воспользовавшись моментом, Иван-царевич побежал домой, нашёл лягушачью кожу и сжёг в печке. Испуганная Василиса только и смогла сказать: «Ищи меня у Кощея Бессмертного!», затем превратилась в лебедя и улетела в неизвестном направлении. Иван, всё поняв, сел на коня и поспешил вслед за ней.

Пройдя много земель, царевич устал, а его конь околел. Иван остановился у пруда, чтобы попить. Тут к нему подошёл старичок и сказал, что знает обо всём, что случилось. Он решил помочь Ивану отыскать Василису, дал ему сучка-путевичка и посоветовал следовать за ним. Иван побежал за сучком, который, как он думал, мог привести его к Кощею. По пути Иван встретил зверушек — медведицу, волчицу, соколицу с соколёнком и щуку, которые пообещали ему помочь, если он их не обидит.

Сучок-путевичок привёл молодого человека к избушке Бабы-Яги. Старуха, выслушав его, решила выдать ему тайну, как одолеть Кощея Бессмертного. Она предоставила для него летающего коня, который доставил его к дубу, на котором подвешен ларец — погибель злодея. Однако тот дуб охранял Змей Горыныч, который изрыгал огонь на любого, кто к нему подойдёт. Иван с боем одолел Змея, но никак не смог свалить дерево. И тут к нему на помощь пришли те звери, которых он пожалел ранее. Медведица с корнями свалила дуб, и ларец разбился, но из него выбежал заяц. На зайца налетела волчица, и из него вылетела утка. Утку клюнула соколица, и из утки упало в море яйцо. Иван решил, что надежда спасти возлюбленную пропала, как вдруг щука принесла ему яйцо в зубах.

Кощей, в надежде извести своего врага, превратил Василису в золотую статую, а сам обратился в коршуна и полетел, чтобы убить Ивана. Тем временем Иван пытался разбить яйцо о камень, однако камень разломился; меч и стрела против Кощея оказались бесполезны. На помощь пришёл соколёнок, тюкнув яйцо своим клювиком. Внутри яйца оказалась игла, на которой и была Кощеева смерть. Иван-царевич прикрепил иглу к стреле, сел на коня и, прицелившись в коршуна, выпустил в него стрелу. «Смертоносная» стрела пронзила злодея, и тот превратился в скелет, а затем вместе с замком рассыпался в прах.

Иван-царевич нашёл возлюбленную и, прикоснувшись к ней, возвратил в нормальный вид. Василиса, в свою очередь, оживила растения и животных, которых Кощей превратил в золото. Иван-царевич и Василиса Прекрасная вернулись домой и жили долго и счастливо.

Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»

В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:

Когда воссияло солнце красное,На тое ли на небушко на ясное,Тогда зарождался молодой Вольга,Молодой Вольга Святославович.

Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.

551581546.jpg

Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина

Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.

Зачин, присказка и концовка в сказке

Концовка — это традиционное завершение сказки. Например: «И я там был, мед-пиво пил…»; «И жили они долго и счастливо…»; «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».

Присказка — это короткая забавная история, которую рассказывают перед полноценной сказкой. Цель присказки — захватить внимание слушателя, раздразнить его и развеселить, подготовив к восприятию настоящей длинной сказки.

Пример присказки: «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?»

99249902.jpg

Присказка в сказке и запев в былине не являются зачином в полном смысле — они не связаны с повествованием, это внесюжетные элементы. Не зря после присказку часто заканчивают словами: «Это присказка — не сказка, сказка будет впереди».

Вообще же, присказка встречается нечасто — в фольклорных сборниках их можно пересчитать по пальцам. Вероятно, их использовали для привелечения внимания лишь скоморохи и иные профессиональные рассказчики.

Зачин в литературе

«Искусственный» зачин иногда используют поэты в стилизациях народных песен или сказок. Однако в них уже нет традиционных повторяемых формул, так что подобный «зачин» — это уже литературная игра.

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!Про тебя нашу песню сложили мы,Про твово любимого опричникаДа про смелого купца, про Калашникова.

М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий